Кое-что о Microsoft IT

Exchange Server

Очень часто на различных форумах и в разговорах можно слышать вопросы людей, типа “А пользуется ли Microsoft своими продуктами?”, “а держит ли Microsoft свою почту на Exchange?” и тому подобное.

Такие вопросы вызывают недоумение, – “А как же!” Более того, Microsoft в первую очередь на собственном опыте и испытывает свои технологии, и обкатывает их всесторонне в рабочей среде, и если сталкивается с какими-то проблемами – то гораздо раньше других, и старается исправлять их до представления продукта широким массам. Поэтому релиз продукта – это не “первая проба”, и не правы те, кто считает, что продукт не стоит использовать до первого сервис пака, они так и будут плестись “в хвосте” новых технологий.
Постараюсь рассказать вам, в доступной форме, о том, как Microsoft применяет свои продукты, в частности Exchange Server, внутри свой рабочей среды, в рамках огромной транснациональной корпорации, с серьезнейшими объемами работы, и критичностью бизнес-процессов.

***

Департамент Microsoft Information Technology (Microsoft IT) управляет комплексом систем Microsoft Exchange Server, распределенными между несколькими географическими локациями и в нескольких лесах Active Directory. На сегодняшний день существует порядка 16-ти дата-центров, четыре из которых содержат Exchange Mailbox сервера, и поддерживают более 515 офисов в 102 странах для 121.000 пользователей, включая сотрудников, менеджеров всех уровней, контрактников, бизнес партнеров и вендоров.

С давних времен средства обмена почтовой корреспонденцией являются значительными инструментами сообщения для Microsoft. Первая корпоративная почтовая система в Microsoft была развернута еще в июле 1982, и основывалась на Microsoft XENIX. Эта система за некоторое время развивалась в большую распределенную инфраструктуру, всё более и более трудную в управлении. В последствие была проведена миграция этой информационной системы на Microsoft Exchange Server версии 4.0 в 1996, обновлена до Exchange Server 5.0 и чуть позже до Exchange Server 5.5 в 1997, чем Microsoft IT было достигнуто значительное улучшение в области функционала, управления и надежности. В начале нового тысячелетия департамент Microsoft IT оперировал более чем 200 Exchange 5.5 серверами (около 100 серверных локаций), обслуживающих порядка 59.000 пользователей.

Многие аспекты в Microsoft IT изменились с обновлением до Exchange 2000 Server в октябре 2000. Новый Exchange 2000 Server настолько плотно интегрировался с инфраструктурой TCP/IP сети, операционной системой Windows и службой каталогов Active Directory, что отдел Exchange Messaging не мог больше управлять почтовой инфраструктурой изолированно от остальных компонентов организации. Фундаментальные организационные изменения, произошедшие впоследствии, проявились в новых принципах управления Microsoft IT, обслуживающего существенные бизнес сервисы компании. Просто сопровождать структуру Exchange серверов стало недостаточно. Отдел Exchange Messaging теперь управлял почтой как системной инфраструктурой, которая включала в себя все прочие необходимые Exchange 2000 компоненты, такие например как Active Directory.

Смещение Microsoft IT в сторону сфокусированной на сервисах организации IT, также отразилось на дизайне и соглашениях об обслуживании SLA, которые Microsoft IT установил с внедрением Exchange Server 2003, выпущенного в октябре 2003 года. Новые технологии, такие как поддержка многоузловых кластеров, и кэшированный режим работы с Exchange, появившийся в Office Outlook 2003, позволила Microsoft IT сконцентрировать сервера почтовых ящиков в четырех дата-центрах и снизить общее число Exchange серверов (включая сервера специального назначения), примерно со 200 почти до 100. Количество серверов почтовых ящиков уменьшилось со 118 до 36. Отдельные серверы почтовых ящиков содержали до 4000 ящиков на активный узел, с квотированием размера до 200Mb на ящик.

Структура Exchange Server 2003 в Microsoft 31 марта 2006 г.Консолидация почтовой системы корпорации позволила достигнуть $20 мил. в 2003 финансовом году.
Microsoft IT проектировал структуру серверов Exchange Server 2003, с учетом всех требований масштабируемости и отказоустойчивости быстрорастущей компании. Подобная консолидация включила в себя обновление сетевой инфраструктуры и инсталляцию мощных серверов, для содержания и управления в совокупности 85.000 почтовых ящиков. Диктуемые бизнесом SLA требовали 99.99% отказоустойчивости и высокой доступности, включая как незапланированные сбои, так и запланированные отключения для системного обслуживания, наложения патчей и т.д. Для соответствия соглашениям SLA, Microsoft IT развернул практически 100% почтовых серверов в кластерах, используя Windows Clustering и высокодоступные разделяемые хранилища SAN.

В 2006, до внедрения Exchange Server 2007, информструктура компании выросла до 130.000 почтовых ящиков, обслуживающих порядка 6 миллионов внутренних почтовых сообщений, и получающих около 1 миллиона легитимных сообщений из интернета ежедневно. В среднем, каждый пользователь отправляет и получает около 100 сообщений ежедневно, общим объемом до 25Mb. Возрастающие требования, в частности, к размерам почтовых ящиков, использованию новых технологий сообщения, и применения эффективных по цене решений хранилищ данных, таких как DAS, явились причиной повышения качества сервисов почтовых коммуникаций в корпоративной среде. Изменения и в сайтах и серверах, связанные с Microsoft Exchange Server 2003 и новыми особенностями развертывания Exchange Server 2007, в совокупности с проверенными методиками IT- планирования, дизайна и развертывания, позволили Microsoft IT перевести всю инфраструктуру почтовых серверов на Exchange Server 2007 в течение менее восьми месяцев.

Microsoft IT демонтировал последний почтовый сервер Exchange Server 2003 в собственном Active Directory лесу корпорации, вскоре после официального релиза нового Exchange Server 2007 RTM версии, 7 декабря 2006 года.

Одним из наиболее весомых преимуществ, которые департамент Microsoft IT достиг, обновив организацию до Exchange Server 2007, явилось значительное сокращение стоимости аппаратного обеспечения, хранилищ и архивации, при сохранении уровня надежности и отказоустойчивости системы почтового документооборота в 99.99%. Новые особенности, такие как непрерывная кластерная репликация CCR, позволили Microsoft IT сократить точки отказа в обеспечении почтовой системы, усилить устойчивость серверов почтовых ящиков против сбоев накопителей данных, и отказаться от архивации на ленточные накопители для общего снижения стоимости. Exchange Server 2007 также позволил Microsoft IT преодолеть ограничения масштабируемости 32х-битной платформы и увеличить квоты на размеры почтовых ящиков в корпоративной производственной среде с 200Mb до 500Mb и 2Gb.
***
продолжение следует.
(пишите, что вас интересует в Microsoft IT и его Exchange, достанем и опубликуем).

4 thoughts on “Кое-что о Microsoft IT”

  1. << и отказаться от архивации на ленточные накопители для общего снижения стоимости
    Даже в CCR конфигурации не рекомендуется отказываться от бэкапа на отдельный носитель. Или появились новые Best Practices?

  2. To AndreyS:
    Не-е, Андрей, читай “и отказаться от архивации на ленточные накопители – от архивации никто не отказывался, и от сьемных носителей тоже. Только от лент, которые сгнивают.
    А вообще с CCR/LCR – рекомендуемый предельный размер базы со 100Gb повышается до 200, и говорится что бэкапить можно в целом пореже и попроще, не сгоняя пользователей 🙂

  3. Ну , архивация и резервное копирование все-таки разные вещи… )))

    А от перегона данных на ленточки пока никто не отказывался и врядли отказываться будет, альтернатив-то им полноценных нет.

    Странно:
    “Возрастающие требования, в частности, к размерам почтовых ящиков, использованию новых технологий сообщения, и применения эффективных по цене решений хранилищ данных, таких как DAS, явились причиной повышения качества сервисов почтовых коммуникаций в корпоративной среде.”
    когда это DAS(direct attached storage) снова стало эффективным?! Все уже давно пришли к пониманию того, что ресурсы необходимо консолидировать, в том числе и с целью повышения надежности, управляемости, сокращения издержек на эксплуатацию и т.п.

  4. To YuraSh:

    http://technet.microsoft.com/en-us/library/bb894728.aspx

    Decrease costs This included redesigning server architectures and backup solutions for high availability to meet challenging SLAs. In redesigning server architectures, Microsoft IT heavily focused on incorporating the features directly available in Exchange Server 2007, replacing expensive SAN storage with a more cost-efficient DAS solution for CCR-based Mailbox server clusters, and eliminating tape backups. All of these considerations resulted in significant cost savings. From backup changes alone, Microsoft IT realized a cost savings of approximately 5 million per year.

Leave a Reply

Your email address will not be published.